Трудовые споры: сроки подачи иска
Важно помнить: среди гражданских дел, трудовые споры имеют наиболее краткие сроки рассмотрения в суде. Юристы констатируют, что российский трудовой кодекс – прогрессивный закон, несмотря на стадию грабительского капитализма, которую переживает наша страна после периода «социальной справедливости». Прогрессивен он в той части защиты прав работника от произвола работодателя. Именно поэтому некоторые владельцы крупного бизнеса в настоящее время запускают «пробные шары», направленные на ослабление некоторых позиций закона, касающихся увольнений сотрудников.
Тем не менее, в нашей практике уже наработаны случаи, когда работник пытается злоупотребить, предоставленным ему правом. В первую очередь это трудовые споры с пропущенным сроком подачи искового заявления в суд.
Запоминаем на будущее: с момента получения информации о возникновении трудового спора -
- При незаконном увольнении: срок подачи иска в суд 1 месяц
- Все остальные трудовые споры - 3 месяца
Злоупотребляют сроками ответчики-работодатели, намеренно искажая понятия и вводя в заблуждение работника (но никак не суд!) понятиями «день выдачи копии приказа об увольнении, либо трудовой книжки» с понятиями, не несущими юридического смысла, такими как: «день ознакомления с приказом», «день устного доведения до сведения», «день предупреждения об увольнении» и т.п. Фактически вводят в заблуждение работника и инстанции, призванные непосредственно защищать - трудовые инспекции! - ответ на жалобу работника они выдают настолько поздно, что работник ожидая этого ответа, уже не успевает подать исковое заявление... Будьте бдительны!
Важно помнить: среди гражданских дел, трудовые споры имеют наиболее краткие сроки рассмотрения в суде. При незаконном увольнении работник имеет право обратиться в суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При всевозможных обжалованиях внутренних документов – приказов о переводе, дисциплинарном взыскании и других случаях – в трехмесячный срок.
Своевременность обращения в суд полностью возложена на истца трудового спора. Нарушение сроков обращения в суд – является существенным препятствием в исках нашей коллегии на стороне работника. А также являются существенным основанием отказа в рассмотрении иска в случаях, когда мы выступаем на стороне работодателя. Отсюда: практичный совет трудового адвоката – решение об обращении в суд следует принимать безотлагательно, оставив время на проработку позиции и сбора материалов.
Однако юридическая практика нашей коллегии не предполагает отказ в юридической защите в особо сложных трудовых спорах, в т.ч. и с пропуском сроков подачи иска. В этих случаях адвокаты нашей коллегии на предварительной юридической консультации более детально разъясняют им риски отказа в рассмотрении иска в этих условиях.
Законом предусмотрены обстоятельства, при которых пропущенный срок может быть восстановлен, и чем пытается оперировать адвокат по трудовым спорам: болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи. В практике также встречаются и другие случаи.
В январе 2010 года Савеловский суд г.Москвы отказал в удовлетворении иска о восстановлении на работе нашему клиенту, который настоял, что основанием восстановления сроков может быть время, затраченное на рассмотрение комиссией по трудовым спорам. Клиент действительно пытался разрешить трудовой спор в досудебном порядке и предпринимал ряд попыток внутри трудового коллектива, но, как минимум, не заручился поддержкой председателя комиссии. Впоследствии, в суде, в качестве свидетеля председатель комиссии высказался категорично: комиссия уведомляла истца, что данный спор нужно решать в суде, как наиболее компетентном органе.
В результате искусственно затянутое обращение в суд привело к отказу в рассмотрении иска судом. О чем клиент был предупрежден заблаговременно. Тем не менее, отказ суда не означает запрет на обращение в другие государственные структуры, участвующие в разрешении трудовых споров. В интересах нашего клиента мы обратились в прокуратуру с изложением уже других оснований для восстановления на рабочем месте… предварительно переубедив настойчивого клиента в ошибочности его видения ситуации. Вне зависимости от срока, прокуратура восстановила нарушенные права нашего клиента.
Другой пример из практики трудовых споров.
В конце 2009 года подмосковный суд был подан иск с восстановлением пропущенного месячного срока. Наш клиент, руководитель структурного подразделения, инвалид – после незаконного увольнения пытался восстановить свои права. Обоснованием пропущенного срока наш клиент считал время, потраченное на оплату больничного листа. Т.е. всвязи с конфликтной ситуацией – трудовым спором - администрация при увольнении отказывала ему в выплате, считая время проведенное в стационаре прогулом и основанием для увольнения.
У суда также возникли вопросы к истцу. В частности: что мешало истцу параллельно с получением расчета и документов, подать вовремя иск о восстановлении? Клиент был предупрежден о таком развитии ситуации в суде, однако настоял на судебном разбирательстве. Но суд не нашел оснований для восстановления пропущенного срока. В иске было отказано.
Защитить права нашего клиента-инвалида удалось только при обращении в прокуратуру. Одновременно с обращением в прокуратуру трудовой адвокат нашей коллегии обратилась в общественные организации инвалидов за поддержкой в формировании общественного мнения в этом случае. Были инициированы ряд публикаций в местной, подмосковной прессе. В результате предпринятых шагов, наш клиент получил полный расчет, включая оплату больничного листа, а также (в добровольном порядке) некую компенсацию морального вреда от руководства предприятия.
Итак, мы настоятельно рекомендуем, как нашим клиентам-работодателям, так и нашим клиентам-работникам при возникновении трудовых споров учитывать, предусмотренные законом сроки и правомочность документов оформления трудового спора. Несоответствие сроков или документов, опытный адвокат незамедлительно использует в защиту своего клиента.