Обрушение крыши торгового центра: преступная халатность?
«Эксперт ТВ» изучает причины обрушения в торговом центре. Обрушение «О’Кея» в Санкт-Петербурге сравнивают с трагедией «Трансвааль парка». Эксперты считают, что возможной причиной стала неправильная эксплуатация здания.
Официально крыши такого типа не требуют регулярной уборки, так как считаются неэкслуатируемыми. Фактически они должны быть построены таким образом, чтобы и без дополнительной уборки выдерживать снежные и прочие нагрузки, характерные для данного региона. Однако, помимо уборки, есть и другие моменты при эксплуатирования здания. Например, его регулярная техническая экспертиза. Петр Домбровицкий считает, что в подобных ЧП прослеживается прямая взаимосвязь нескольких причин: ошибки и халатность в проектировании, строительстве и эксплуатации. Примечательно, что и в том, и в другом случаях горы снега на крышах стали своеобразными детонаторами, катализаторами неизбежных, в сущности, трагедий. Адвокат Домбровицкий подтверждает, что по данным категориям уголовных дел выясняется, что СНиПы существуют, но им попросту не следуют. А ведь там говорится и про безопасность, и про обязательный учет особых воздействий — например, допустимом объема снега.
Например, в результате проведенного расследования обрушения здания «Трансвааль парк» явился комплекс проектных ошибок, обусловленных грубыми просчетами при разработке проекта. Сооружение не отвечало нормативным требованиям по безопасности и надежности. По результатам расследования к уголовной ответственности был привлечен Нодар Канчели, несущий персональную ответственность за обеспечение прочности и устойчивости объекта как главный конструктор проекта. Ему предъявлено обвинение в неосторожном причинении смерти и тяжкого вреда здоровью по ч.3 ст.109 и ч.2 ст.118 Уголовного кодекса РФ. Также привлечен к ответственности начальник Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолий Воронин. 9 октября 2001 года, проявив преступную халатность, он без тщательного изучения представленных документов согласовал корректировку проекта покрытия сооружения и допустил ряд других серьезных недочетов.